Повышение тарифов ОСАГО
Либерализация тарифа ОСАГО — дело далекого будущего: если верить заявлению заместителя министра финансов Алексея Моисеева, тариф будет «освобожден» к 2020 году. Если это будет реализовано сейчас, стоимость Обязательное страхование автогражданской ответственности «улетит в стратосферу», — сказал Владимир Чистюхин, вице-президент Банка России.
В 2016 году в систему ОСАГО были внесены серьезные изменения. Важнейшие из них — появление нового коэффициента на цену полиса и многократное увеличение количества штрафов за его отсутствие. Мы расскажем, поможет ли новый коэффициент получить скидку, каких водителей фотоаппаратов без страховки ОСАГО следует опасаться и что происходит по базовому тарифу.
Повышение тарифов ОСАГО
Базовые страховые тарифы по ОСАГО не будут расти «галопом», обещает руководитель департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук). В частности, ЦБ пока не принял решения о возможном изменении тарифа.
Предложения по корректировке тарифа ОГА представит не ранее апреля, несмотря на очередное резкое ослабление рубля, сказал исполнительный директор Союза Евгений Уфимцев. Ранее он сообщил, что текущие цены на обязательное страхование автогражданской ответственности основаны на уровне курса американской валюты 65 рублей (и этот уровень уже серьезно превышен). «Сегодняшние колебания обменного курса носят временный характер», — говорит Уфимцев. — К апрелю мы подготовим очередную версию справочников по оценке убытков от ДТП. Тогда станет понятно, насколько выросла стоимость запчастей и как на это повлияла динамика курса доллара».
Но некоторые изменения тарифов неизбежны, необходимо четко различать чистых водителей и снижение стоимости ОМС для них от «азартных водителей» и, как следствие, повышение страховых тарифов для последних.
Кроме того, в ближайшие месяцы ОГА подготовит и представит в ЦБ проект плана перехода на бесплатную (то есть нерегулируемую) ставку страхования ОСАГО в 2016 году, сказал Уфимцев. Эльвира Набиуллина, глава ЦБ РФ, дала согласие страховщикам на подготовку этого плана. Но либерализация тарифа ОСАГО — дело далекого будущего: если верить заявлению заместителя министра финансов Алексея Моисеева, тариф будет «освобожден» к 2020 году. Если это будет реализовано сейчас, стоимость об обязательном страховании автогражданской ответственности «полетит в стратосферу», — заявил вице-президент Банка России Владимир Чистюхин.
Уфимцев уточнил, что с точки зрения либерализации, а следовательно, и повышения тарифа ОСАГО, которому привержено СПС, будет учитываться как курс доллара, так и макроэкономическая ситуация. «Первым этапом либерализации, возможно, станет расширение ценового коридора: уступки для аккуратных водителей и ужесточение тарифов для неаккуратных», — сказал он.
Напомним, в настоящее время базовый тариф на проезд в автомобиле гражданина составляет 3430-4120 рублей. Для расчета окончательной стоимости полиса ОСАГО базовую ставку необходимо умножить на 8 коэффициентов — в зависимости от количества водителей, имеющих право управлять, стажа работы и возраста, мощности автомобиля, территории, периода страхования, бонуса. -коэффициент малуса или КБМ (скидка на безаварийную езду и компенсацию ДТП). Кроме того, коэффициент, увеличивающийся в 1,5 раза, используется при серьезных нарушениях условий страхования ОСАГО.
Базовая ставка по обязательному страхованию автогражданской ответственности увеличивалась дважды: осенью 2014 года и весной 2015 года рост цен в апреле составил в среднем 50%. Раньше ставка оставалась неизменной с 2003 года, с момента появления «автострахования». Одновременно с увеличением стоимости полиса увеличились и лимиты выплат: со 120 000 до 400 000 рублей за материальный ущерб, с 160 000 до 500 000 — за причинение вреда жизни и здоровью.
Коэффициент Бонус-Малус — формирование штрафов
Для неаккуратных водителей страховка может существенно подорожать уже в этом году: регулятор введет дополнительный коэффициент, учитывающий штрафы за несоблюдение правил дорожного движения. Этот пункт плана присутствует в соответствующем отчете ЦБ.
Ведется серьезная работа по разработке шкалы коэффициентов, которые будут влиять на величину ставок обязательного автострахования, с учетом всех рассмотренных факторов, которые можно учитывать и отслеживать.
Параметры использования коэффициента — сколько и какие нарушения будут учтены, во сколько раз повысится цена полиса — пока не определены. «В настоящее время математики рассматривают зависимость количества аварий водителя в ДТП от количества нарушений», — сказал Уфимцев. По его словам, ориентир был установлен на уровне 5 нарушений в год, поскольку это самая массовая группа водителей — их более 2 миллионов. Но по результатам расчетов может потребоваться учесть как 3, так и 10 нарушений.
уже сейчас понятно, что ключевым фактором для применения дополнительного коэффициента будет в первую очередь не количество нарушений, а их серьезность, считает эксперт. «За« пьянство »цена ОСАГО может утроиться», — не исключил он. Будут рассмотрены только нарушения ПДД, влияющие на аварийность: вождение на красный свет, вождение в нетрезвом виде, возможно превышение скорости, сообщил представитель ОГА.
По словам Уфимцева, этот коэффициент не сработает для удешевления страховки при отсутствии нарушений. «А вот как работает максимальная скидка 50% на безаварийное вождение: мы думаем, что этого достаточно. «При сегодняшних обменных курсах и ценах на автомобили минимальная цена политики, которую достигли многие« хорошие »водители, не имеет места для снижения», — пояснил он.
Однако, по мнению этого эксперта, способность страховщиков поднять стоимость ОСАГО для безрассудных водителей не приведет к увеличению базовой ставки полиса для всех остальных. «Раньше у нас не хватало правонарушителей, поэтому пришлось пропорционально поднять цену для всех. Это, конечно, несправедливо », — признает Уфимцев.
По словам начальника СТО Николая Тюрникова, введение этого коэффициента — способ поднять тариф для еще большего числа автовладельцев. Также г-н Тюрников считает это нарушением КоАП. «Согласно Кодексу об административных правонарушениях, человек не может быть дважды наказан за нарушение», — отмечает эксперт. — Лицо, нарушившее правила дорожного движения, наказывается штрафом. В системе обязательного «автострахования» его ответственность устанавливается и без него — с помощью КБМ (коэффициент бонус-малус), поскольку люди, нарушающие правила, чаще попадают в аварии».
Повышение тарифа ОСАГО для безрассудных водителей — оправданный шаг, ведь 90% правонарушителей остаются безнаказанными, считает редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов. «Дополнительный финансовый штраф заставит этих водителей задаться вопросом, правильно ли они едут», — сказал он.
Новый коэффициент можно связать с «опасным вождением»: ГИБДД введет это понятие в правила дорожного движения. Из проекта постановления правительства ясно, что под «опасным вождением» мы подразумеваем примерно следующее: «создание водителем во время управления транспортным средством опасности для движения путем повторного совершения одного или нескольких действий, связанных с несоблюдением Правила, выражающиеся в несоблюдении обязанности отдавать приоритет транспортным средствам с правом преимущественного отказа в движении; смена полосы движения при интенсивном автомобильном движении, когда все полосы движения заняты; нарушение латерального промежутка; препятствие для обгона; необязательно резкое торможение; несоблюдение безопасного расстояния до идущего впереди транспортного средства».
«Не очень ясно, как будет применяться« опасное вождение », поскольку определение не включает период времени, в течение которого это будет считаться повторным нарушением», — отмечает Смирнов. — Если водитель трижды не уступил, будет ли это считаться трехкратным нарушением правил или езда по-прежнему опасна? Боюсь, что это будет субъективно оценено ГИБДД ». По мнению эксперта, штрафы за опасное вождение могли стать одной из причин использования нового коэффициента« автострахование».
Изменения в ОСАГО — больше хороших и разных штрафов
В этом году штрафы для автовладельцев могут увеличиться: за вождение без страховки ОСАГО (или с фальшивой страховкой) будут штрафовать с помощью дорожных камер. Скорее всего, пилот будет запущен в Москве и Казани, а затем распространен на всю Россию. О достижении договоренностей с ГИБДД по этому поводу ранее сообщали в ОГА.
Появление ложных полисов ОСАГО выглядит как эпидемия. Все чаще задерживают водителей с «фейком», как ни странно некоторые не подозревают, что стали жертвами мошенников. Поэтому оформлять полис ОСАГО стоит в крупной страховой компании, занесенной в рейтинг страховых компаний на нашем сайте — это будет гарантией от получения поддельного полиса, так как крупные компании дорожат своей репутацией.
«Если в информационной базе ОГА, к которой имеют доступ сотрудники ГИБДД, не найдется информация о наличии страховки, штраф будет автоматически сгенерирован и отправлен владельцу автомобиля, и много раз он будет передан в перед объективами камеры », — говорится в примечании RSA… Кроме того, в сообщении содержалось разъяснение, что автомобилисты, оформившие полис менее 5 дней назад, не будут оштрафованы — именно это время разрешено страховщикам для внесения полиса в AIS. RSA.
Евгений Уфимцев уточнил, что Москва и Казань были выбраны в качестве пилотных регионов, поскольку они лучше оснащены камерами. Предполагается, что в этих городах эксперимент пройдет более эффективно. Однако пока окончательно не определены регионы, отметил эксперт.
При этом гражданам, путешествующим без страховки, даже не нарушая Правил, придется опасаться видеокамер. «В проекте будут использоваться камеры двух типов: те, которые фиксируют только нарушения, и потоковые камеры, которые проверяют все проезжающие машины« на предмет угона ». Стриминговые камеры не так распространены, но бояться стоит всем », — предупреждает Уфимцев.
Эта мера должна повысить дисциплину водителей, поскольку многие из них начали отказываться от покупки ОСАГО, соглашается г-н Тюрников. Однако, по его словам, у этого есть и недостаток, связанный с повторным наказанием. «Метод, предложенный СПС, предполагает наложение десятков штрафов за один день, и это нарушение», — считает эксперт.
По словам г. Смирнова, в этой ситуации нет ничего противозаконного: «Если автомобилист будет ездить без полиса ОСАГО, его могут повторно остановить и оштрафовать ГИБДД». При этом есть нюансы, которые система автоматической фиксации не учитывает. «Когда я покупаю машину, у меня есть 10 дней на то, чтобы оформить ОСАГО», — поясняет он. — Если не истек срок действия полиса предыдущего владельца, проблем не будет. А если я купил «пустую» машину, без ОСАГО, как саморегулирующаяся система узнает, что в ней новый хозяин? По дороге домой встречаю с десяток камер, в каждой из которых мне выпишут восемьсот рублей — и оказывается, что я оказался на «герцогстве», даже если не нарушал закон. В эксперименте это не учтено и проблема будет везде».
Ранее RSA сообщала о блокировке 37 сайтов, 57 учетных записей и 39 групп в социальных сетях за месяц, в котором продавались поддельные полисы ОСАГО.
Страховка без «бумажки» — электронное ОСАГО
Автовладельцы, купившие электронное ОСАГО, теперь будут получать SMS-уведомления об исполнении договора. Кроме того, с 1 января вы можете, не вставая с компьютера, вносить изменения в существующую электронную страховку.
С 1 июля 2016 года у юридических лиц появится возможность приобрести е-ОСАГО. Физические лица получают эту возможность с октября 2015 года.
Однако даже автовладельцам, которые приобрели электронный полис для ОСАГО, даже лучше иметь под рукой распечатку. Игорь Шувалов, занимающий пост вице-премьера, предложил освободить водителей от этой обязанности и поручил подготовить соответствующие изменения в правила дорожного движения. «Сотрудникам ГАИ было предложено использовать электронные ресурсы, подключенные к АИС ОГА, для своевременного выявления отсутствия или наличия полиса ОСАГО», — сказали в секретариате вице-премьера. Представитель секретариата ничего не сказал о сроках подготовки и внесения данных изменений в правила дорожного движения.
Это временная мера, через пару лет необходимость носить с собой распечатку полиса уйдет в прошлое.
По словам г. Уфимцев, с технологической точки зрения, ничто не мешает водителям отменить обязанность водителей иметь при себе как электронный страховой лист, так и традиционную карточку на официальном бланке. «У большинства сотрудников ГАИ есть электронные устройства наблюдения, и, если у кого-то их нет, они могут запросить страховку на рацию. Но неясно, как водитель подтвердит присутствие ОСАГО в случае отказа устройства связи. Это может очень затруднить проверку, поэтому на данном этапе мы рекомендуем всем водителям хранить в машине распечатку полиса », — говорит он.
Кроме того, Владимир Путин ранее подписал закон, отменяющий обязанность автовладельцев регистрировать номер СНИЛС в заявке на ОСАГО при оформлении электронного полиса.
Коэффициент Бонус-Малус (КБМ) в ОСАГО
В «дорожной карте» ЦБ, помимо нового коэффициента, есть и другие планы на этот год: реформа системы представительства по урегулированию убытков по «автострахованию», совершенствование системы распределения MSC (бонусный коэффициент- malus), улучшенный регламент BSI, содержащий информацию о договорах ОСАГО и Каско.
В этом году страховые компании прогнозируют снижение количества жалоб на неправомерное использование MSC (в 2015 году на это приходилось 60% всех жалоб по «автострахованию»). Теперь СК используют упрощенную процедуру рассмотрения жалоб на MSC: если сначала водителю пришлось связываться со всеми страховщиками для корректировки своего коэффициента, начиная с той, в которой коэффициент был впервые применен неверно, то на данный момент нет нужно пройти всю цепочку. Просто обратитесь к своему страховщику, и его сотрудники вместе с PCA сами пересчитают коэффициент бонус-малус.
Реформа системы представительства предполагает возможность СП по своему усмотрению делегировать полномочия по списанию убытков уполномоченным учреждениям, которые должны быть аккредитованы СПС, пояснили в пресс-службе ЦБ РФ. «Однако это предложение все еще находится в стадии разработки», — сказали в центральном банке.
К BSI уже подключено более 160 страховщиков и загружено 15 миллионов договоров. В ЦБ ожидают, что в ближайшие недели можно будет выдать информацию из бюро.