ОСАГО без техосмотра. Чем грозит отсутствие диагностической карты?
С 29 августа, по решению ЦБ, автовладельцы смогут приобрести «автостраховку» без подачи документов на техосмотр. Многие уже решили, что диагностическая карта вообще не нужна, по крайней мере, до 1 марта 2022 года, пока автоматически не начнут штрафовать за ее отсутствие. Как выяснила редакция «Блабло.ру», отсутствие техосмотра грозит гораздо более высокими финансовыми затратами, чем покупка.
ОСАГО поедет дальше без техосмотра
Закон, согласно которому страховые компании должны продавать ОСАГО без технического надзора, вступит в силу 22 августа этого года. Но ЦБ решил отложить изменения на неделю и только вчера издал распоряжение с новыми правилами продажи «автострахования». Он вступит в силу через 10 дней после официальной даты публикации, то есть 29 августа.
Обязательное страхование автогражданской ответственности скоро будет доступно без технического осмотра. Фото skif-n.ru
С этого дня страховщики обязаны продавать полисы ОСАГО даже тем, у кого нет технического осмотра. При этом никто не отменял обязанность проводить технический осмотр каждые два года после того, как автомобиль «выбивает» в течение четырех лет. Но никто не будет проверять и штрафовать до 1 марта 2022 года. Только после этой даты будет автоматическая фиксация и наказание в виде 2 тысяч рублей, но не чаще одного раза в сутки.
Казалось бы, такие изменения дают возможность не проходить техосмотр, по крайней мере, до момента, когда начнут штрафовать. Но, увы, отсутствие диагностической карты грозит последствиями, которые могут многократно превысить затраты на ее получение.
Право регресса никто не отменял
Хотя ОСАГО будет «отключено» от техосмотра, страховые компании получат право обращаться к водителям без диагностической карты. То есть, если такой автовладелец попал в аварию, после которой страховщику пришлось возместить убытки, то он может взыскать уплаченную им страховку через суд.
Страховщики имеют право взыскать с клиентов убытки при отсутствии технического осмотра. Фото: e-news.su
Анна Полина-Сташевская, директор юридического департамента страховой компании «Согласие», пояснила:
Страховая компания как до 29 августа, так и после 29 августа будет иметь право регресса против лица, причинившего ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного потерпевшему, если на момент страхового случая действительность карта диагностики, содержащая информацию о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности, просроченных транспортных средств, легкового такси, автобуса или на момент наступления страхового случая, произошедшего из-за неисправности транспортного средства, срок действия диагностики карты истек
Александра Доронкина, руководитель отдела суррогатного материнства СК «Абсолют Страхование», добавила, что право страховщиков на обжалование при отсутствии технического осмотра регулируется абзацем «i» части 1 статьи 14 закона «Об ОСАГО». Вступающие в силу изменения правил продажи «автострахования» на это правило не влияют.
Страховщики начнут чаще подавать иски к автовладельцам?
Наши читатели опасаются, что подобные нововведения приведут к тому, что страховые компании будут чаще подвергать автовладельцев регрессу из-за отсутствия технического осмотра, но здесь необходимо понимать, что страховщики не смогут предъявить претензии автовладельцам автомобили с действующими диагностическими картами и отсутствие аварий из-за запущенных неисправностей в пунктах обслуживания.
Как уберечься от произвола страховщиков? Пройдите осмотр вовремя. Фото: driven.ru
Автовладельцы часто ездят без техосмотра
Стоит отметить, что даже когда ОСАГО было привязано к техосмотру, автомобилисты часто попадали в аварии без диагностической карты. По данным СК «Абсолют Страхование», более трети всех регрессных претензий составляют те, у которых истек срок технического осмотра — 36%. Столько же — для тех, кто не входил в страховку.
русские гораздо реже попадают в аварии в нетрезвом виде (4%), покидают место происшествия (9%) и не имеют водительских прав (3%).
Общая регрессная ставка по страховым выплатам составляет всего 3%. То есть компании заплатили автомобилистам, например, всего 100 миллионов рублей, а с них собрали всего 3 миллиона рублей.
Средняя сумма, которую страховщики собирают с автовладельцев, составляет 82 тысячи рублей. Так что вовремя пройти техосмотр намного дешевле, чем позже возместить ущерб.
Рынок «серого» техосмотра
Частично высокий уровень регресса для тех, у кого нет диагностической карты, можно отнести к быстрорастущему рынку для проверки серых транспортных средств. Часто автовладельцы вместо того, чтобы проходить настоящий технический осмотр, покупают диагностическую карту онлайн. В большинстве случаев эта проверка недействительна. Именно против таких уловок и направлены изменения правил продажи ОСАГО. Власти считают, что если «автострахование» будет освобождено от технического осмотра, россияне перестанут покупать «серые» диагностические карты.