Будем купаться в бензине? Осенью топливо подешевеет
Россиянам повезло: благодаря государству они платят АЗС на 15 рублей меньше за литр топлива, чем они могли бы заплатить без глушителя, изобретенного и внедренного властями. Таковы расчеты замминистра энергетики Павла Сорокина. Эксперты настроены оптимистично: топливо осенью подешевеет. Откуда берутся эти прогнозы и почему бы не сделать бензин все более экономичным?
Слабый оптимизм
Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба сделали для АЗС «хорошую погоду»: ведомства рекомендовали увеличить объем продаж как дизельного топлива, так и бензина на бирже на 1 процентный пункт. Аналитики считают, что при увеличении количества цена будет снижаться по законам рынка сначала на бирже, а затем на внебиржевых рынках, то есть, например, на заправках. «Известия» цитируют Екатерину Косареву, эксперта аналитического агентства WMT Consult:
Благодаря демпфирующему механизму, возможному снижению мировых цен на нефть и увеличению предложения топлива на бирже, цены на бензин смогут сдержать, и в сентябре произойдет небольшое снижение стоимости бензина
Екатерина Косарева. Фото: repinlife.ru
Ольга Орлова, руководитель отрасли Института нефтегазовых технологий, согласна с тем, что снижение цен на топливо для рядовых россиян вполне возможно, но ее прогнозы также осторожны:
Не обязательно ожидать значительного сокращения. Ситуация на мировом и российском нефтяных рынках не так сильно способствует этому
Но всё не так просто
Цена на топливо — это деликатный вопрос, он зависит от ряда факторов и не может определяться исключительно количеством на бирже. На это, например, влияют мировые цены. Когда они высоки, а производители нефти продают свою продукцию за границу по высокой цене, им становится невыгодно раздавать бесплатное топливо своим соотечественникам».
В экономике существует понятие нетбэк — это экспортная цена топлива за вычетом транспортных расходов и налогов. Поскольку мировые цены сейчас высоки, нетбэк высок. Например, на товарном рынке Санкт-Петербурга 13 августа бензин АИ-92 стоил 58 456 рублей за тонну, а индекс Netback составлял 70 986 рублей за тонну.
Государство доплачивает за снабжение россиян. Фото lombard98.ru
Чтобы нефтяные компании не поднимали цены на заправках в соответствии с растущими экспортными ценами, государство придумало тормоз: оно оплачивает разницу между экспортными и внутренними ценами из бюджета. Однако основной причиной роста цен на АЗС эксперты по-прежнему называют высокий нетбэк, поскольку, по их мнению, амортизатор не может полностью покрыть разницу между торговой ценой и нетбэком.
Оказывается, рост объемов на бирже будет снижать цену и бороться с нетбэком, который толкает цену вверх. Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынков капитала инвестиционной группы Univer Capital, отмечает, что стремление к ценовому нетбэку — естественный процесс, который сложно преодолеть:
В условиях рыночной экономики и возможностей экспорта бензина за границу цена на бензин в Российской Федерации стремится уравнять маржу продаж нефтяных компаний с экспортной ценой на бензин. Можно заставить торговые компании продавать бензин в России по более низкой марже, чем экспортная, либо директивой, либо ограничив экспортные возможности
Тем не менее, рост количества топлива на бирже также окажет влияние. Возможно, россияне в октябре заправятся дешевле, но, по словам Артема Тузова, снижение цен продлится недолго, поскольку другие рыночные факторы более сильны:
Это [снижение цены] является временной мерой, в долгосрочной перспективе на цену бензина влияют обменный курс доллара и цена на нефть, если и доллар по отношению к рублю, и цена на нефть продолжают расти, цена бензин и дальше будет подорожать. Так что до конца года мы увидим обязательную нерыночную фиксацию цен на топливо на текущем уровне или постоянный рост цен на бензин